Резонансный инцидент во Львове на похоронах 21-летнего атошника Марьяна Найды обрастает новыми подробностями.
Во время церемонии прощания с погибшим в Луганской области накануне Дня независимости бойцом ВСУ, которая проходила 26 августа на Лычаковском кладбище-музее, произошла стычка между участниками траурной процессии и группой парней в черных футболках с языческими символами и надписями "Батальон особого назначения "Донбасс".
"Черномаечники", как их прозвали, пытались сорвать погребение, настаивая, что оно должно пройти по скандинавским языческим традициям, а не христианским канонам. Якобы так хотел сам Найда, их товарищ и единоверец, который во время службы на Донбассе обратился в язычники.
"Страна" выясняла, кто же на самом деле были эти "люди в черном" и чего они добивались на похоронах бойца АТО.
Хотели забрать гроб, сжечь и развеять прах
Все начиналось, как обычно на похоронах бойцов АТО. Солдата, как и всех военных, отпели в гарнизонном храме святых Петра и Павла в центре Львова, попрощались с ним у памятника Шевченко и повезли на Лычаков под траурную песню "Плыве кача" и молитву "Отче наш".
Когда на кладбище священник попросил желающих высказаться о покойном, сначала к микрофону подошел боец и на русском языке поблагодарил родителей за то, что вырастили такого смелого парня (Найда прикрыл от пуль раненного товарища).
После него вышел парень и со словами "Рогенвальд, слава тебе" положил в гроб топор, мол, так хоронили викингов. Он был одет в футболку с рисунком некого существа с рогами и надписью "Сыны Одина, Вальгалла" (бог Один у древних германцев покровительствовал погибшим военным, а их души забирал в свое жилище – Вальгаллу).
На похоронах Найды появился парень в "языческой" футболке. Фото: Игорь Стефанюк
Мать бойца не противилась и промолчала. Среди друзей Найды пронеслось: "Он так хотел". Часть "черномаечников" пыталась забрать гроб с погибшим, объясняя, что, по их обычаям, его нужно сжечь, а прах развеять. Этого им, конечно, не дали сделать.
Кто-то "послал" священника Степана Суса. "Я провел 88 похорон, и меня еще никто не матюкал", – возмущался обиженный церковнослужитель.
Во время споров ударили ветерана АТО, двое парней сцепились, но их разняли.
В местной патриотической среде, естественно, сразу заподозрили "руку Кремля". Появились версии, что это якобы специально подготовленная провокация для дестабилизации ситуации во Львове. Одним из главных признаков "российского следа" называют то, что большинство парней говорило на русском языке.
"Чувствовалась системная подготовка громкого скандала", – написал на своей странице в Facebook экс-руховец и директор Лычаковского кладбища Игорь Гавришкевич.
"Язычники – это работа ФСБ, направленная на дезинтеграцию Украины. Здесь есть над чем поработать СБУ. Пока не поздно", – считает активист Теодор Дякив.
"Мутные хлопчики. Думаю, на Лубянке находятся истоки их "веры", – предполагает львовянин Степан Гуцул.
Взял имя Рогенвальд
Однако родные и друзья Найды рассказали "Стране", что эти "хлопчики" действительно были его "побратимами".
"Они вместе воевали в одном батальоне. И среди них много русскоязычных, есть байкеры, парни соответственно выглядят – с татуировками викингов (магическими рунами, которые, как они верят, защищают воинов в бою), рокерскими символами. Язычество, РУН-вера, скандинавская мифология сейчас популярны среди украинских националистов, которых немало воюет на Донбассе. Марьян стал одинистом, взял имя Рогенвальд. Его мать была в курсе, что он сменил веру, потому она на похоронах не возмущалась. Но она должна была похоронить сына по-христиански, иначе что бы сказали люди. Парни не правы – они вызывающе себя вели, матерились, надо было быть сдержаннее", – рассказал нам один из товарищей Найды.
Директор Лычаковского кладбища Гавришкевич говорит, что конфликта можно было избежать, если бы заранее оформили заявку на погребение не по христианской традиции.
"Такой заявки не было, поэтому между людьми возник конфликт касательно нехристианского обряда захоронения. Никто не отрицает права другого обряда", – говорит Гавришкевич.
Как писала "Страна", в последние годы язычество быстро распространяется в радикальной националистической среде.
Язычников много среди бойцов-добровольцев "Правого сектора", а также в "Азове" и в партии "Национальный корпус" Андрея Билецкого. Последний в свое время даже написал депутатский запрос в департамент культуры Киевской горгосадминистрации с требованием официально зарегистрировать языческую общину "Родобожие".