Корбану прописали полтора года политического воздержания

Почему экс-лидеру УКРОПа дали мирно решить вопрос с одним из главных уголовных обвинений  

Дмитрий Войко

Похоже, слухи о том, что в Администрации президента решили оставить в покое бывшего главного укроповца Геннадия Корбана в обмен на его политическую диету, соответствуют действительности. Первым звоночком, стало неожиданное освобождение Корбана из-под стражи 15 марта в Днепровском суде. Вторым эпизодом в этой комбинации стала переквалификация, выделение и экстренное направление обвинительного акта по одному из важных эпизодов обвинения в родной для подозреваемого бизнесмена Кировский райсуд Днепропетровской области. Якобы по месту совершения преступления.

Рудык простил мешок и мочегонные таблетки

Согласно электронному реестру Кировского райсуда обвинительный акт по Корбану с квалификацией по ч. 2 ст. 146 УК Украины  - Похищение по предварительному сговору группой лиц, или способом, опасным для жизни или здоровья потерпевшего, или такое, которое сопровождалось причинением ему физических страданий, или с применением оружия, или осуществляемое в течение длительного времени (наказание до 5 лет тюрьмы) зашел в суд под регистрационным номером дела  -  203/1161/16-к еще 16 марта.

Речь идет о скандальноизвестном похищении тогдашнего главы Госземагентства Сергея Рудыка, случившемся в августе 2014 года в Днепропетровске. Похищение было связано с назначением на должность главы Днепропетровского земельного управления человека по фамилии Чувпыло, которого не согласовали с командой Корбана, на то время зама губернатора.

Как вспоминал тогда сам Рудык, его привозили на допросы в Днепропетровскую ОГА, допрашивал сам Корбан в присутствии 15 вооруженных молодчиков. Его возили в машине с мешком на голове, чтобы не видел, где находится. Давали мочегонные таблетки и не выпускали в туалет.

- Я, "свободовец", переживал не за свою жизнь, а за то, что я не выдержу и меня обосцаным покажут на всю страну, - негодовал после случившегося потерпевший чиновник. После долгих мытарств Рудыка по указке Корбана, его одели в военную форму и направили в зону АТО. При этом отобрав служебный автомобиль чиновника – «Тойота Кэмри», на которой он прибыл из Киева.

«Индульгенция» Банковой в этом эпизоде вероятно заключается в переквалификации уголовно наказуемого деяния на более мягкую статью. С 349 УК - Похищение представителя власти (особо тяжкое преступление, наказание до 15 лет тюрьмы, не предусматривающее никаких соглашений о примирении с потерпевшим, даже если сама жертва похищения будет умолять об этом суд) на более мягкую ч. 2 ст. 146 УК (незаконное лишение свободы группой лиц, до 5 лет, средней тяжести).

По прошествии двух лет потерпевший Рудык вероятно смягчился либо его уговорили по-другому взглянуть на эту ситуацию и примирится со своим обидчиком, подписав с ним мировое соглашение, когда статья обвинения была уже «правильной». Согласно ст. 12 УК – наказание до 5 лет тюрьмы считается преступлением средней тяжести и по таким категориям правонарушений допускается заключение соглашений о примирении с потерпевшим. Прокуратура и следствие не властны повлиять на этот процесс так как не являются сторонами этого соглашения. Прокурор только в суде может аргументированно выступать против утверждения соглашения судьей. Но перечить гособвинитель не стал.

Уговаривала потерпевшего адвокат Томчук

После того, как обвинительный акт с соглашением зашли в Кировский райсуд Днепра, чудесным образом автоматизированная система распределения дел подобрала для Корбана соответствующего судью. Им стал Подберезный Геннадий Анатольевич – председатель Кировского райсуда. Неукоснительно следуя нормам действующего УПК, который предусматривает назначение подготовительного заседания не позднее 5 дней с дня получения обвинительного акта, судья Подберезный назначил заседание даже раньше - на 21 марта.

Как мы узнали из собственных источников в прокуратуре, обвиняемый Корбан воспользовался своим правом, предусмотренным ст. 469 УПК, которая говорит о том, что соглашение о примирении может быть заключено по инициативе подозреваемого или обвиняемого. По закону договоренности по соглашению о примирении могут проводиться самостоятельно потерпевшим и подозреваемым или обвиняемым, защитником и представителем или с помощью другого лица, согласованной уголовного производства (кроме следователя, прокурора или судьи). Как заявила адвокат Корбана – Оксана Томчук, это она вела переговоры о заключении соглашения о примирении и считает такой вариант выхода из ситуации весьма приемлемым.

 

  

С точки зрения буквы закона как бы все чисто. Потерпевший Сергей Рудык, согласился с тем, что Корбан безоговорочно признал вину, согласился на приговор 1,5 года условно и поражение в праве подачи апелляции. Судья Подберезный оперативно утвердил соглашение о примирении и 21 апреля приговор должен вступить в силу. С этого момента на протяжении 1,5 года Корбан будет считаться судимым и ему будет запрещено занимать выборные и государственные должности. То есть, он не сможет баллотироваться в народные депутаты, например.

Однако, в силу ст. 89 УК по прошествии этого срока судимость Корбана погаситься и он во всех официальных документах будет считаться несудимым. Если конечно во время испытательного срока не совершит новое преступление.

Опальный бизнесмен остается на крючке

Однако расслабляться Геннадию Корбану рано. Во-первых, после вступления приговора в силу, на протяжении 1,5 года он должен демонстрировать кротость ягненка, быть белым и пушистым.

Во-вторых, пока что не решены проблемы с другими статьями обвинений, по которым уже соглашением не отделаешься, так как речь идет о тяжких и особо тяжких преступлениях. Никто не отменял врученное Корбану подозрение по ст. 255 УК – создание преступной организации, наказание до 12 лет тюрьмы, по ч. 5 ст. 191 УК - присвоение денежных средств в особо крупных размерах – те же 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества, ч. 2 ст. 289 УК - похищения автомобильного транспорта (ч.2 ст.289 УК) – до 8 лет тюрьмы с конфискацией.

То есть пока эти подозрения не сняты, идет срок досудебного расследования и рано или поздно (крайний срок досудебного расследования по особо тяжким – 12 месяцев с продлением срока генпрокурором) обвинительный акт по ним должен быть направлен в суд. Вероятно, сейчас идут торги о том, чтобы снять подозрения по этим серьезным статьям обвинения.

А тем временем, видимо, чтобы Корбан не скучал на свободе, прокуратура подала апелляционную жалобу на решение Днепровского районного суда Киева от 15 марта, которым изменили меру пресечения Корбану на домашний арест с содержания под стражей. Об этом вчера на брифинге сообщил спикер ГПУ Владислав Куценко.

- Апелляция подана. В данном случае для нас это не принципиально, так как если человек сделал выводы из своего поведения и будет выполнять все обязанности подозреваемого, находясь под домашним арестом, то в принципе оснований не будет особых менять это на более жесткую меру пресечения, - сказал рупор прокуратуры.

По словам Куценко, процессуальный прокурор, занимающийся этим делом - Голинченко, решил обжаловать решение суда, который изменил Корбану меру пресечения.

Напомним, 15 марта Днепровский райсуд Киева удовлетворил ходатайство защиты экс-главы УКРОПа и изменил ему меру пресечения с содержания под стражей на круглосуточный домашний арест без ношения электронного средства контроля. Мера пресечения будет действовать до 15 апреля. После решения суда, Корбан вернулся в родной Днепропетровск.

Если не договорятся, пойдут в ЕСПЧ

Кстати, до заключения перемирия с Банковой адвокат Корбана – Юрий Сухов и вовсе заявлял, что его клиент всерьез намерен идти в Европейский суд по правам человека с жалобой на незаконное задержание и арест.

По сведениям Юрия Сухова, который ранее защищал экс-премьера Юлию Тимошенко и судью Печерского суда Оксану Царевич,  проект заявления по делу Геннадия Корбана в ЕСПЧ уже насчитывает аж 219 пунктов нарушений.

- Безусловно, Европейский суд по правам человека признает арест Геннадия Корбана незаконным, но потом встанет вопрос, кто за это будет отвечать и платить ущерб за такие незаконные решения, - бахвалился защитник.

Выбор Корбана

У Корбана есть сейчас выбор – либо выполнять все требования Банковой,  вернуться в бизнес и не заниматься политической деятельности. А то и уехать куда-то из Украины. Тем более, что в ближайшие полтора года, отбывая условный срок Корбан формально и так не может участвовать в выборах и претендовать на госдолжности.

Второй вариант - перечеркнуть договоренности и снова пытаться влиять на политикум. Например, вернуть для начала контроль над партией УКРОП. И вновь, с большой вероятностью, столкнуться с государственной машиной, которая попытается его посадить.

Какой путь выберет Корбан – увидим в ближайшее время. Вполне, кстати может быть и "средний вариант". Геннадий Олегович некоторое время будет сидеть тихо. Например, те самые полтора года. За это время погасится судимость, возможно, развалятся и прочие дела. И как раз наступит дело подумать о возвращении в политику.

Однако, в кулуарах прокуратуры говорят, что тюрьма все же заставила Корбана посмотреть на многие вещи по иному и ультиматум Банковой он нарушать не намерен. Во всяком случае пока не разберется с остальными уголовными делами.

Читайте также
Любое копирование, публикация, перепечатка или воспроизведение информации, содержащей ссылку на «Интерфакс-Украина», запрещается.