Что пообещал Порошенко бизнесу
Вчера Порошенко встречался с бизнесом. Вообще-то по Конституции экономика – прерогатива правительства, но при нынешних раскладах во власти прерогативой президента является все. К тому же, нынешний глава государства у нас особенный – у него не поймешь, где кончается политик и начинается бизнесмен.
Но обещания на встрече с бизнесом президент давал политические. Лейтмотивом его речи были планы дальнейшей евроинтеграции. Так, Порошенко пообещал: войти в Шенгенский союз, войти в Таможенный европейский союз, войти в Единый энергетический союз, стать членом единого авиационного пространства.
Из всего этого бизнес мог заинтересоваться только Таможенным европейским союзом, но, повторимся, речь была больше политической. И указанный план Порошенко уже озвучивал в своем послании парламенту, а теперь только повторил. Но он заслуживает внимания, потому что это, так сказать, план вползания в Евросоюз.
Украине, как известно, отказано не только в членстве, но и в кандидатстве в ЕС. Предложения президента – это попытка стать членом Евросоюза де-факто, минуя саму процедуру вступления. Действительно, если Украина войдет в четыре указанных союза, то будет пользоваться всеми основными преимуществами стран ЕС и при этом еще не нести обязательств, которые несут члены этого объединения.
Другое дело – впустят ли европейцы нашу страну хотя бы в один из этих союзов. Особенно велики сомнения насчет Таможенного – ведь даже банальное расширение квот в рамках действующего Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли проходит с таким скрипом, как будто мы снимаем с Европы последнюю рубашку.
Но цель задекларирована, и она может заинтересовать бизнес, если станет реальностью. Однако даже в оптимистичных прогнозах речь может идти только о среднесрочной перспективе. Что касается ближайших лет или месяцев, то здесь нужно разделять то, что говорит президент, и то, что он делает.
А сделал он вчера одно: пришел на встречу с бизнесом в сопровождении… генпрокурора. И одно присутствие Луценко сказало бизнесу о планах власти больше, чем вся речь. Только вряд ли такие планы ему понравились.
Какая инфляция будет по итогам 2017-го
Вчера Нацбанк признал, что показатели инфляции не удастся удержать ни в плановых показателях бюджета 2017 года, ни в рамках прогноза, который давался в июле. Проще говоря, забудьте о 8,1%, забудьте о 9,1% – речь идет о 10% и выше.
Впрочем, все мы видим, как растут цены в супермаркетах и на рынках, поэтому знаем, что ни о 8, ни о 9, ни даже о 10% речь не идет. Если судить по основным продуктам потребления – хлебу, молоку, мясу, – то инфляция составляет не менее 30%. Но, понятно, власть этого никогда не признает.
Что касается Нацбанка, то он хотя бы признает, что бешеное повышение цен раскрутила сама власть – непродуманным повышением минимальной зарплаты. И теперь даже пытается принять меры, чтобы остудить инфляцию. В частности, НБУ отказался от планов снижения учетной ставки, сохранив ее на отметке 12,5%.
Это делается для того, чтобы в стране не увеличивалось кредитование. Однако вряд ли в последние годы кредитование оказывало существенное влияние на инфляцию. Другое дело – курс гривны к доллару. И вот тут в последние дни новости плохие – курс продолжает расти. А значит, к "плановой" повышенной инфляции может добавиться та, которую не прогнозируют.
Зачем Климкин бьет горшки с последним соседом-союзником
Новый украинско-белорусский скандал. И снова из-за похищенного 19-летнего украинца Гриба, и снова – из-за не слишком дипломатичных заявлений украинского МИДа.
Но если в прошлый раз дипломатическим ляпом отметилась замминистра Зеркаль, то на этот раз скандал спровоцировал сам министр. Климкин ни много ни мало намекнул на то, что Белоруссия не является независимым государством – мол, каждая страна должна контролировать то, что происходит на ее территории, поскольку это составляющая суверенитета, а теперь Беларусь опасна для украинцев, поскольку там свободно действуют российские спецслужбы.
Не сложно было спрогнозировать, что такие пассажи – да еще на уровне министра – белорусам не понравятся. Так что вполне естественно, что ответ белорусского МИДа был таким же резким: "Каждое МИД обязано ходатайствовать о своих гражданах за пределами собственной страны, поэтому заявления МИД Украины – это дела Украины. Однако, разговоры о суверенитете другого государства выглядят особенно интересно, когда в самой Украине мы наблюдаем шоу". "Шоу" в понимании пресс-секретаря МИДа Белоруссии Мирончика – это ситуация с Саакашвили на украинско-польской границе.
Следует ожидать, что после такого обмена "любезностями" на официальном уровне еще недавно дружественные отношения Украины и Беларуси будут окончательно похоронены. Однако остается понять – зачем это делается.
Обычно в таких случаях у нас в последнее время видят "руку Кремля".
Будут ли миротворцы на украинско-российской границе
Новый поворот в вопросе миротворцев на Донбассе: Белый дом заявил о поддержке этой идеи, но при этом поставил вопрос о введении контингента не только на линию разграничения или районы, где будет действовать миссия ОБСЕ, но и на неконтролируемый участок украинско-российской границы.
Вполне естественно, что в Москве такое заявление вызвало негативную реакцию. Отрицательно отреагировали на требование Вашингтона и в Луганске (что, впрочем, тоже естественно в свете реакции Москвы).
И, в общем-то, следует признать, что подобное условие на сегодняшний день является скорее затягиванием решения вопроса о миротворцах, чем помощью в этом процессе. Тем более что вопрос об украинско-российской границе в Минских соглашениях стоит последним – после выполнения всей политической части.
Однако, скорее всего, не стоит всерьез воспринимать все заявления, которые сейчас звучат. Главное – идея миротворцев уже одобрена всеми, а сейчас просто идут торги: Запад испытывает, на какой предел компромисса может пойти Кремль. Очевидно, что сегодняшнее заявление Белого дома – за пределами компромисса. А потому следует подождать, чтобы понять, каким он будет.
Угрозы со стороны КНДР
Новый поворот и в конфликте вокруг Северной Кореи. Вчера официальное агентство КНДР опубликовало заявление властей Пхеньяна от имени "разгневанного народа и армии". Вслед за такой неординарной формой заявления последовало еще более неординарное содержание.
Требования "распустить бесполезный Совбез ООН" и угроза "аннигилировать агрессоров-империалистов и гангстеров" были только разминкой, основные угрозы оказались еще жестче: "превратим материковую часть США в пепел и мрак", "по японцам нужно нанести решающий удар, пока они еще не пришли в себя после недавнего пролета МКБР над их архипелагом", "четыре острова должны исчезнуть в пучине после ядерной бомбардировки чучхе". И вообще "в существовании Японии рядом с нами больше нет необходимости". На этом фоне обещание всего лишь сменить режим в Южной Корее показались крайне гуманными.
Конечно, в реальность этих угроз никто не верит. У КНДР не хватит ядерных бомб, чтобы выполнить даже одно из своих обещаний. Однако интересно, что скрывается за такой сверхагрессивной риторикой – то ли санкции, принятые ООН, показались Пхеньяну настолько болезненными, что привели к истерике, то ли Ким Чен Ын просто издевается над Трампом, увидев, что воевать тот не собирается и выбрал способ экономического удушения.
Однако подобные заявления требуют ответа и от Белого дома, и от официального Токио. И ответа неординарного, потому что иначе престиж Трампа на международной арене опустится ниже плинтуса, а Ким Чен Ын станет для американского президента таким же постоянным раздражителем, как Саакашвили для Порошенко.