Блокпосты вокруг Киева и тотальный запрет на Пасху: зачем власть пугает украинцев
Статистика заболевших коронавирусом на вчерашнее утро пересекла четырехтысячный рубеж, и власть заговорила о том, что Украину может ждать судьба Испании – одного из двух главных очагов эпидемии в Европе. То ли власть действительно испугалась, то ли она хочет напугать население, но – так или иначе – в последние дни то в одном, то в другом регионе принялись ужесточать карантин, вводя доселе невиданные ограничения.
Вокруг Киева установили блокпосты и начали мерять температуру у въезжающих в город. Это уже третья попытка ввести подобное ограничение, и только теперь от слов перешли к делу. Впрочем, реализацию этого плана уже по итогам первого дня можно назвать провальной, потому что температуру меряют не у всех, да и у тех, кому меряют, все заканчивается тем, что термометры реальную температуру не показывают. По итогу, это мероприятие, как и многие другие ограничительные меры, обернулось фарсом, а также огромными пробками на въезде в Киеве.
При этом стоит отметить, что это действие изначально было бессмысленным. Еще можно было бы понять, если бы блокпосты установили на въезде в Луганскую область (где меньше всего заболевших), чтобы ограничить въезд в нее жителей других регионов. Но Киев – один из двух лидеров антирейтинга заболеваемости: 644 заболевших на вчерашнее утро. И это окружающие его регионы должны беспокоиться насчет того, чтобы к ним не приезжали киевляне, а не наоборот.
Единственное, к чему может привести "температурная блокада" столицы (если она и дальше продоится, а не превратится, как обычно в очередную профанацию) – это к перебоям с продуктами, которые большей частью везут из других регионов. Но будем надеяться, что столичная власть поймет это раньше, чем попытается реализовать свои планы.
Хотя, как выяснила "Страна", провальность идеи изначально была очевидна чиновникам. Но меру все равно решили ввести, чтоб создать дополнительные трудности людям и они решили не ехать в столицу, а остаться дома.
В регионах тем временем – свои планы. Сначала власть Днепропетровской области, а теперь еще и Сумской приняла решение о всеобщем запрете выходить на улицу в течение ближайших выходных.
Подразумевается, что все люди накупят продуктов накануне и дисциплинированно останутся в квартирах и домах. При этом власти будто не понимают, что люди выходят на улицу не только для того, чтобы купить продукты или нарушить карантин прогулками; есть десятки профессий, которые являются критически важными для обеспечения карантина тем, кто сидит дома. Ведь для сидящих на карантине кто-то должен обеспечить подачу воды и электричества, бесперебойную работу мобильной связи и интернета, ставших за последний месяц услугами стратегического значения. И это уже не говоря о врачах и медсестрах.
Так что и эта мера обречена на провал. Правда, вводя ее, власти двух областей вряд ли рассчитывали на реальный результат. Скорее всего, они хотят максимально запугать людей, чтобы те отказались похода в церковь на Пасху. То же самое пытались делать на Западной Украине в прошлые выходные. И все закончилось провалом.
Рада приняла закон-убийцу поправок
Парламент вчера провел еще одно внеочередное заседание, главной целью которого было принятие закона об изменениях в регламент. Главная цель которого, в свою очередь, – разблокировать принятие "антиколомойского" закона о банках.
Изменения в регламент проголосовали. Правда, в Раде уже зарегистрировано несколько постановлений об отмене этого закона, и теперь депутатам нужно собраться еще раз, чтобы проголосовать за эти постановления (точнее – против них), поскольку только с момента негативного голосования по "отменяющим" постановлениям у спикера появляется право подписать закон. А следом такое право появляется у президента.
Поскольку затягивать вопрос – не в интересах власти, следует ожидать, что это внеочередное заседание соберут уже в начале следующей недели. А потом, спустя пару дней, будет еще одно заседание, на котором депутаты должны принять решение о том, чтобы провести второе чтение закона о банках по специальной процедуре, принятой вчера. И только после этого банковский комитет парламента начнет разгребать 16 тысяч поправок, чтобы в итоге в зал вынесли не больше сотни.
В общем, график внеочередных заседаний у Верховной Рады получается таким напряженным, что проще было бы вернуть обычный график заседаний и по нему работать. Конечно, это достаточно рискованно во время эпидемии, но ведь врачи работают…
Кабмину дали возможность заработать на общинах
Рада приняла закон об общинах. Фото: Страна
Еще одним своим решением парламент разрешил правительству определять административные границы территориальных общин и их административные центры. Считается, что этот закон нужен для того, чтобы ускорить административно- территориальную реформу и реформу местного самоуправления. Но на деле его принятие может привести к беспределу на местах.
До сих пор говорилось, что объединенные территориальные общины – формирования сугубо добровольные. Мол, решил десяток сел, чтобы у них был общий бюджет и общее управление, определили центральное село, где будет руководство ОТО (ОТГ по-украински), и все начало работать. А теперь получается, что Кабмин своим решением может не только перекроить границы общин, но и произвольно указать, какое село или город будет админцентром ОТО.
Ничего, кроме повальной коррупции, этот закон не принесет. Поскольку всегда будут желающие хапнуть в состав своей общины какое-то прибыльное село и – наоборот – отрезать какое-то убыточное. Наконец, вопрос "столиц" ОТО всегда будет актуальным, поскольку местная элита админцентра автоматически становится главной для всех городских и сельских начальников, входящих в эту общину. И если раньше нужно было искать поддержку в самой общине, то теперь нужно только найти нужного человека в правительстве, чтобы "порешать вопрос".
В общем, закон действительно "перспективный". После его введения министр регионального развития и его замы вместе со всеми руководителями департаментов могут смело отказываться от зарплат, передав их в фонд борьбы с коронавирусом. Их будет кормить реформа местного самоуправления.
Домашний арест для Черновол: начало десакрализации Майдана
Несмотря на попытки заблокировать суд по мере пресечения для экс-нардепа Татьяны Черновол, он все-таки состоялся. Как и просила прокуратура, мерой пресечения стал круглосуточный домашний арест – что, в общем-то немало по сравнению со многими другими решениями судов по резонансным делам, но явно недостаточно, исходя из выдвинутого обвинения. А обвиняют Черновол в умышленном убийстве.
Впрочем, власть, видимо, специально остановилась на такой мере пресечения, чтобы не "дразнить гусей", создавая повод для протестов националистов и новую великомученицу для радикальной оппозиции. В деле Черновол важно другое: впервые после победы Майдана суд принял решение, которым фиксируется, что действие, совершенное во время протестов активистами этих протестов, является преступлением.
По сути, вчерашнее решение Печерского суда отменило постановление Верховной Рады 2014 года, которым амнистировались все участники протестов. И хотя это постановление вроде бы не предусматривало амнистию за тяжкие преступления, в течение шести лет сохранялся неформальный запрет на уголовное преследование майдановских преступников. Вчера этот запрет был снят – пусть не формально, но фактически.
В определенной степени решение по Черновол развязывает руки Генпрокуратуре, которая теперь, наконец, может начать полноценное расследование по убийствам на Майдане 18-20 февраля 2014 года. Скорее всего, в рамках этого расследования будут обнародованы факты, которые похоронят легенду, воспевавшуюся предыдущей власти. А правда окажется настолько неприглядной, что быть причастным к Майдану-2014 станет так же неудобно, как сейчас – к Майдану-2004.
Обмен пленными состоялся. Что дальше?
Фото: Обмен пленными
На Донбассе вчера прошел анонсированный накануне обмен пленными. Правда, если исходить из того, кого вернули украинской стороне, то "обменом пленными" это уже сложно назвать, поскольку там был лишь один военнослужащий, захваченный в плен сепаратистами.
Но суть происходящего не меняется: обмен заключенными означает, что, хотя стороны и считают друг друга противниками, но готовы содействовать друг другу в гуманитарных акциях. А это уже все-таки элемент холодной войны, а не горячей: сложно представить, чтобы пленными обменивались во время Великой Отечественной или Первой мировой.
При этом наличие гуманитарных контактов между сторонами конфликта не отменяет того факта, что и Донбасс, и остальная Украина ждут от участников переговорного процесса политических решений. Война в стране идет уже шесть лет и четыре дня – то есть на данный момент на три дня больше, чем шла Вторая мировая война.
При этом Вторая мировая началась с немецко-польского конфликта, а закончилась сражениями на Дальнем Востоке, – то есть не было территорий, где непрерывно воевали бы в течение шести лет. У нас же шесть лет бои идут в одном и том же регионе, не давая ему (и Украине в целом) жить нормальной жизнью. И если Зеленский не решится сделать то, ради чего избрали, страна проголосует за нового Зеленского, который пообещает мир, а "старый" Зеленский потонет в 24%-й электоральной нише, которую застолбил за собой Порошенко.