Усиливающиеся обстрелы Харькова вновь поставили этот город в первые строки новостных лент и фронтовых сводок, наложившись на уже ранее курсировавшие слухи о том, что россияне готовят крупное наступление на Харьков с целью его захвата.
Что в реальности происходит.
1. Глобально у нынешнего усиления обстрелов две причины. Первая – это резкая активизация боев с середины марта 2024 года на границе Украины и России после попытки наступления, которое предприняли украинские силы (по официальной версии Киева, это были российские добровольческие формирования, воюющие на стороне ВСУ). Как уже писала "Страна", это, по сути, создало новый активный участок фронта. Соответственно россияне резко усилили обстрелы приграничных районов как с целью ударов по позициям, логистике и инфраструктуре украинских войск, так и, в случае с Харьковом, в информационно-политических целях – показать как российскому обществу, так и Украине, что за обстрелы Белгорода может быть куда более болезненная и разрушительная "ответка".
2. Вторая причина – отработка Россией новой тактики уничтожения энергоинфраструктуры, когда концентрировано и постоянно атакуются энергообъекты в конкретном городе и регионе, доводя их до полного разрушения. Харьков стал первым крупным полигоном для ее отработки ввиду близости к границе, что позволяет, с одной стороны, наносить удары всеми возможными средствами поражения (в том числе и модернизированными КАБами, которые бьют на 90 километров), с другой – постоянно держать над городом беспилотники-разведчики для корректировки огня и контроля за поражением цели. С третьей стороны, это затрудняет работу систем ПВО, так как подлетное время очень небольшое. В этом плане по другим городам (даже по Днепру и Одессе, не говоря уже о Киеве или Львове) россиянам гораздо труднее наносить удары, так как их легче защищать системами ПВО. Но если будет истощаться запас ракет для ПВО, то и они могут оказаться в зоне массированного поражения российских ракет и бомбардировочной авиации, что нанесет гораздо больший урон, чем имеет место сейчас. К слову, удары по Харькову могут быть также способом заставить ВСУ перебросить сюда дополнительные расчеты ПВО, ослабив другие направления.
3. Целью тактики, очевидно, является "выключение" города – сделать так, чтоб в нем было крайне трудно жить и чтобы предприятия не могли полноценно функционировать. В случае с Харьковом для Украины это серьезная угроза, так как это второй по населению город страны (там сейчас живет больше миллиона человек) и крупный промышленный центр, который в том числе работает и для нужд украинской армии. С другой стороны, чтобы "выключить" город полностью, нужно бить по инфраструктуре постоянно и долго. Российские войска с конца февраля и по начало мая 2022 года стояли фактически на окраинах Харькова. Обстрелы велись постоянно, однако даже тогда в нем оставались сотни тысяч жителей. На протяжении нескольких месяцев позапрошлой зимы в Харькове, так же как и по всей стране, применялись аварийные отключения света, но и это тоже не "выключило" город. Естественно, сейчас ситуация несколько иная. Настроения относительно перспектив войны намного тревожнее, чем год назад. А усталость от происходящего выше. Но тем не менее о полном обесточивании города речи пока не идет. Для этого нужно нанести намного больший ущерб. Причем наносить его месяц за месяцем. При условии, что Украина не сможет за это время решить проблему усиления систем ПВО, что не факт. Но в любом случае массированные обстрелы и постоянные отключения электричества уже сейчас дезорганизуют жизнь в городе и побуждают часть харьковчан его покинуть. Тяжелее поддерживать и уровень военно-промышленного производства, хотя они обеспечиваются электричеством в приоритетном порядке.
4. Говорит ли усиление обстрелов о подготовке россиян к сухопутной операции по захвату города? Слухов очень много. Об этом пишут, например, российские оппозиционные СМИ. Базируются они на нескольких постулатах.
Первое – России нужна некая крупная символическая победа, чтобы поставить "точку" в войне. Захват Харькова на такую роль может претендовать. Второе – РФ хочет "отодвинуть" линию фронта от своей границы, чтобы предотвратить обстрелы Белгородской и Курской областей. И в рамках этого плана якобы и рассматривается задача захвата Харькова и приграничных районов в Харьковской и Сумской областях.
В то же время высказываются и сомнения в этой версии. Как исходя из наличия необходимых для этого сил у РФ, так и исходя из целесообразности наступления на Харьков с точки зрения стратегии всей войны. Город – логистический тупик для ВСУ. И, если даже россиянам удастся его захватить, это будет болезненный, но не смертельный удар по украинской обороне, так как основные пути ее логистики не будут разрушены. Куда более опасное для Украины было бы наступление РФ на Запорожье и Днепр.
Но в ходе этой войны россияне довольно часто совершали действия, которые в чисто военную логику не вписывались. Например, весной 2022 года бросили большие силы для штурма мощных позиций ВСУ на севере Донецкой и западе Луганской областей, вместо того чтобы отправить их на юг для прорыва к Одессе и Николаеву, где украинская оборона тогда была намного слабее.
Поэтому и сейчас они также могут попытаться повторить наступление на Харьков. Но в любом случае неожиданным оно точно не будет. Накопление сил для удара скрыть не удастся. В Харьков также сходу не зайдут. Для начала будут бои за приграничные села. Которые, как показывает пример других участков фронта, могут длиться месяцами.
Впрочем, как мы уже писали, есть версия, что РФ вообще не готовит какого-то одного "главного удара", а будет и дальше пытаться истощить резервы ВСУ интенсивными боями. И если это произойдет, то затем бросит в бой резервы, чтобы обрушить фронт. И тогда прорыв россиян возможен на любом направлении. В том числе и на Харьков.
Но, для того чтобы это произошло, должно совпасть сразу три фактора. Первый – Россия обеспечит очень крупное преимущество над ВСУ по личному составу и вооружениям. Второе – Украина не сможет активизировать процесс мобилизации. Третье – текущие проблемы с западной помощью не решатся, а будут лишь усугубляться. Но пока все это во многом гипотетические варианты. На данный момент фронт не рушится.