Каким будет ответ РФ на удары западным оружием по российской территории

Чего ждать от Кремля, после разрешения использоватьзападное оружие по территории РФ. Фото: Генштаб ВСУ

После того как западные страны, включая США и Германию, разрешили наносить удары своим оружием по российской территории, много было обсуждений, какова будет реакция РФ.
 
Ранее из Москвы постоянно звучали заявления, что удары западным оружием по России - это "красная линия", и грозили разными ответными действиями, вплоть до ядерного удара.

Чего теперь ждать от Кремля, когда право на использование западного оружия по территории РФ подтверждено официально?
 
Прежде всего, нужно сказать, что постоянные угрозы из Москвы об использовании ядерного оружия не означают, что она намерена их исполнить "здесь и сейчас". Российское ядерное оружие – это единственное, что сдерживает страны НАТО от прямого вмешательства в войну на стороне Украины и от максимального расширения военной помощи. Поэтому РФ постоянно и напоминает на разных уровнях, что его может применить.
 
Также стоит отметить, что использование ядерного оружия несет огромные риски для самой России. Например, ядерный удар по Украине может отправить РФ в международную изоляцию, разрушив отношения со странами "глобального Юга", и в первую очередь с Китаем. А ядерный удар по странам НАТО может вызвать ответный ядерный удар по России и мировую войну с угрозой гибели всего человечества. Поэтому повод и обстоятельства будут играть огромное значения для принятия Москвой решения по использованию ядерного оружия.
 
Теперь перейдем к возможной реакции Москвы на удары западным оружием.
 
Сейчас Россия уже и так использует почти всю свою возможную военную мощь в Украине, и потому у Москвы остается в запасе только два варианта, который она еще не применяла.
 
Первый – использование ядерного оружия в Украине.
 
Второй – удары по странам НАТО либо обычным оружием, либо ядерным.
 
Возможные поводы для того, чтобы Москва решилась на задействование этих вариантов, делятся на три группы.
 
Первая – угроза военного разгрома. Судя по публикациям в западных СМИ, в 2022 году в Вашингтоне всерьез опасались того, что Москва применит ядерное оружие в случае, если РФ окажется перед лицом поражения в войне. Более того, как писали СМИ, именно из-за этого США не дали добро ВСУ на наступление на Запорожском направлении осенью 2022 года для прорыва в Крым, хотя тогда, в отличие от ситуации 2023 года, оно могло увенчаться успехом, так как россияне еще не успели там построить линии укреплений. Именно с угрозой применения Россией ядерного оружия и связано то, что Зеленский называет "страхом Запада перед поражением РФ". Однако сейчас ситуация на фронте, в отличие от конца 2022 и начала 2023 годов, не грозит России разгромом. Наоборот, российская армия наступает и владеет инициативой. Нынешнее "ограниченное" разрешение на использование западного оружия может повлиять на ситуацию на Харьковском фронте, но не на войну в целом. Поэтому делать какие-либо резкие ответные движения (наносить удары по странам НАТО или использовать ядерное оружие) для Москвы, с чисто военной точки зрения, нет необходимости. Точно так же не будет необходимости их делать в случае ввода в Украину инструкторов НАТО. Другая будет ситуация, если НАТО напрямую вмешается в войну на стороне Украины. Тогда, с учетом несопоставимости потенциалов РФ и НАТО в области обычных вооружений, перед Москвой станет вопрос об использовании ядерного оружия, чтобы избежать военного разгрома.
 
И с такой перспективой связан второй возможный повод – пересечение "красных линий".

На Западе есть своя "партия войны", которая считает, что Москва не решится применить ядерное оружие, а потому не нужно бояться ее угроз, а включаться в войну по полной программе, не обращая внимания ни на какие "красные линии" Кремля. Но "партия войны" есть и в России, которая говорит, что если позволять "безнаказанно" Западу пересекать "красные линии", то сила воздействия ядерных угроз Москвы девальвируется и НАТО будет шаг за шагом идти дальше – разрешит удары дальнобойными ракетами, начнёт поставки любого оружия без ограничений, закроет небо и, в конце концов, введет войска в Украину.

Также играет свою роль и информдавление. Уже сейчас, после ударов западным оружием по Белгороду, в российских военных телеграм-каналах поднимается волна возмущения – "где наши красные линии", "чем мы на эти удары ответим", "почему хуситы не боятся атаковать американские авианосцы, а мы боимся" и т.д. 
 
В России есть и другая точка зрения. Которая гласит, что сейчас время работает на РФ: Украина истощается, ведущие страны "глобального Юга" не присоединились к санкциям Запада и не поддерживают "формулу Зеленского", на Западе идут сложные внутриполитические процессы, связанные, в частности, с возможной победой Дональда Трампа, что ставит под вопрос стабильность поддержки Украины. Удары западным оружием по России не изменят ход войны. И потому делать резкие движения, которые могут привести к полноценной международной изоляции РФ, сейчас не в интересах Москвы. По крайней мере до тех пор, пока НАТО не решится вмешаться в войну напрямую и по своей инициативе, что позволит Кремлю оправдать "резкие движения" в глазах "глобального Юга". 
 
Точно неизвестно, где именно для Кремля в реальности пролегают "линии", пересечение которых приведет к использованию им ядерного оружия или ударам по странам НАТО. Что касается нынешнего "ограниченного" разрешения на удары западным оружием, то его на официальном уровне Москва комментирует довольно скупо. А близкие к Кремлю СМИ и блогеры подают это как "локальную" проблему, на ход войны никак не влияющую. Но это на данный момент. Как будет дальше, особенно если удары по Белгороду будут усиливаться, не очень понятно.  
 
Однако как минимум один раз Москва "красную линию" обозначила официально – после заявлений Дэвида Кэмерона о разрешении на удары дальнобойными ракетами по территории России МИД РФ заявил, что в ответ будут нанесены удары по британским военным объектам. Также Владимир Путин неоднократно давал понять, что Россия нанесет удары по странам НАТО, возможно даже ядерным оружием, если они введут войска в Украину.
 
Если РФ решится на "ответ" после пересечения очередной "красной линии", то вероятно, сначала это будет некий предупредительный удар по странам НАТО обычным оружием. Например, по какому-либо объекту (в российских СМИ в этом качестве часто называют аэропорт Жешув). Или, как вариант, россияне начнут сбивать западные самолеты-разведчики над Черным морем. А далее все будет зависеть от реакции НАТО. Также в качестве "предупреждения" для Запада некоторые деятели в России предлагают нанести "показательный" ядерный удар по Украине. 
 
Наконец третий вариант, когда РФ может использовать ядерное оружие (или, точнее, официально объявить о таком намерении), связан с популярной в определенных кругах в России теорией о том, что можно быстро достичь всех целей войны, если подвести дело к грани прямого военного столкновения РФ и НАТО, выставить ультиматум с угрозой использования ядерного оружия и, воспользовавшись страхом Запада перед ядерной войной, навязать ему свои условия. И по Украине, и по новому миропорядку. Судя по дискуссии, которая идет в России, там далеко не все поддерживают эту теорию. Однако тема активно продвигается "партией войны". И, чем больше "красных линий" переходит Запад, тем громче звучит ее голос.
 
Подытоживая: и в России, и на Западе есть силы, которые выступают за максимальную эскалацию, а есть силы, которые противятся этому.
 
До сих пор, военно-политическое руководство и США, и РФ, несмотря на резкую взаимную риторику, сдерживалось от скатывания в радикальные варианты, не пересекая определенные грани.
 
Однако повестка "партии войны" по-прежнему доминирует в информпространстве и Украины, и России, и Запада, трактуя умеренность и нежелание идти на обострение не как мудрость, а как трусость, а то и предательство.
 
В такой атмосфере любая искра может привести к глобальному пожару. 
 
Гарантировать, что его не будет, может только скорейшее завершение войны.

Читайте также
Любое копирование, публикация, перепечатка или воспроизведение информации, содержащей ссылку на «Интерфакс-Украина», запрещается.