Украинский рынок автокредитования и лизинга оказался под серьезной угрозой из-за нового закона об ужесточении мобилизации, вступившего в силу с 18 мая 2024 года.
Проблема в том, что этот документ подразумевает в том числе и изъятие у граждан и компаний транспортных средств на нужды ВСУ. Изымать смогут любое движимое имущество - от экскаватора для строительства окопов или комбайна и тягача для вытягивания танков до легковых машин.
Исключения установлены для граждан, которых изъятие машины лишит единственного источника заработка, для инвалидов I, II групп, а также для лиц, у которых только одно транспортное средство. Но если на человека зарегистрирована еще одна машина в любом состоянии, то транспорт на нужды армии уже могут изъять. В законе описана процедура такого отъема, а также оговаривается возврат транспорта после завершения войны. Однако все понимают: машины во время боевых действий — расходный материал и недолго остаются на ходу.
Все это озадачило банки и лизинговые компании. Финансисты понимают, что транспорт могут изъять и у их клиентов — кредитный и находящийся в лизинге. Украинский лизинг сильно прибавил в развитии еще до полномасштабного вторжения: если раньше он формировался в основном за счет агротехники, грузовиков, то теперь костяк составляет личный автотранспорт. На текущий момент в лизинге находится свыше 30 тысяч авто.
Тотальное изъятие для армии кредитных и лизинговых авто сильно ударит по рынку автокредитования и лизинга, может его обрушить. Ведь все понимают, что люди сразу перестанут платить по автокредитам и договорам лизинга, оставив финансистов с убытками. А покрыть их по стандартной схеме, продав залог в счет погашения долга, не получится, ведь авто заберут и наверняка отправят на фронт.
Все это понимают, поэтому многие уже негласно приостановили выдачу новых автокредитов и лизинга.
"Еще во время подготовки закона стало понятно, что из-за изъятия мы можем остаться без платежей и залогов. Поэтому некоторые финансисты сначала затягивали решения по новым выдачам, а затем их остановили. Кто-то честно говорит клиентам, что поставил работу на паузу, а кто-то принимает клиентские заявки и маринует их — просит людей ждать неделями в надежде, что вот-вот появится подзаконный акт правительства", - сказал "Стране" заместитль председателя правления одного из банков.
Особенно сложно сейчас получить автокредит украинцам, на которых зарегистрировано больше одного транспортного средства. Им часто отказывают в банках или предлагают перерегистрировать машину на доверенное лицо, чтобы не подпасть под изъятие.
Еще сложнее ситуация с лизингом. Если при выдаче автокредита авто оформляется на водителя/заемщика, он является владельцем, а чтобы машину не могли забрать военные, она должна быть единственной. С лизингом же все сложнее, поскольку там машину до полной выплаты оформляют на финучреждение, и по нему не действует правило о запрете на изъятие единственного авто.
Поэтому лизинговые компании в последние недели активно оббивали пороги Нацбанка и просили разъяснений. В ответ НБУ выдал общее письмо №18-0006/39754, в котором можно найти ответ только на один вопрос: как применяется закон к новым и старым договорам. А именно: Нацбанк разъяснил, что кредитные и лизинговые авто, договоры по которым были заключены до 18 мая (даты вступления в силу нового закона), изымать не будут, а после 18 мая могут изымать.
На остальные вопросы НБУ финансистам не ответил, а еще сообщил, что 11 мая 2024 года передал свой запрос в Кабмин и попросил правительство так выписывать свои подзаконные акты, чтобы они не привели к уничтожению рынков автокредитования и лизинга в Украине. Прислушается ли Кабмин к просьбе Нацбанка - пока не ясно.
Между тем в Украине уже появляются схемы фиктивной постановки автомобилей на воинский учет, чтобы транспорт не мобилизовали.
Ранее бизнесмены жаловались, что после вступления в силу закона о мобилизации компании испытывают острый дефицит сотрудников.