Сегодня на мастер-классе "Все про тендеры Евровидения-2017", организованной Национальной общественной телекомпанией Украины (ПАО "НСТУ") для прессы, произошел скандал, передает корреспондент "Страны" с места событий.
В перепалку с представителями НСТУ вступили присутствовали представители общественных организаций, которые входят в рабочую группу при тендерном комитете Евровидения.
Так, когда речь зашла о прозрачности тендерных процедур, совладелец ОО "Институт исследования и анализа развития антикоррупционного движения в Украине" Виктор Курсиков выступил с громкими обвинениями в адрес тендерного комитета.
В частности, по его словам, некоторые европейские компании участвуют и тендерах по Евровидению в обход системы "Прозорро".
"При тендере на сидения для Евровидения одна европейская организация прислала свое предложение не на Прозорро, а просто на эмейл. И представители Европейского вещательного союза настойчиво предлагали тендерному комитету вынести решение в пользу именно этой компании. Мол, они профессионалы и уже 5 лет возят эти стулья на Евровидение", – заявил Виктор Курсиков.
"Я согласен, что многих вещей, которые нужны для Евровидения – качественный свет, звук – такого в Украине не делают. Но я не согласен, что все так "прозоро", как утверждают в тендерном комитете", – отметил Виктор Курсиков.
Юрий Билоус, директор исполнительный дирекции по организации и подготовке песенного конкурса Евровидение-2017, на эту претензию со стороны общественного активиста заметил, что решение касательно компании, которая должна будет предоставить сидения для Евровидения, еще не вынесено. "Это все еще в стадии переговоров. Трибуны должны быть безопасными. Чтобы мы объявили, что берем именно эту компанию, мы должны убедиться, что для зрителей их сидения будут безопасными", – сказал Билоус.
Но по словам Виктора Курсикова, проблема в тендерах на Евровидение кроется еще и в ТЗ (технических заданиях) для каждого конкурса, которые составляются либо просто непрофессионально, либо умышленно пишутся так, чтобы претендовать на победу в тендере могла только одна "нужная" фирма.
"Многие ТЗ в системе "Прозорро" заточены специально под конкретную компанию, которая в итоге и выигрывают тендер. Мы как гражданская организация смотрим все эти ТЗ и замечаем, что в них часто вписываются определенные "фишки", чтобы только одна компания выиграла в том или ином тендере. Вот почему в некоторых тендерах есть только один участник или же вообще участников нет, редко когда их больше пяти. Или есть компании, которые на аукционе в "Прозорро" не падают в цене, потому что знают: у них есть "фишка", заложенная в ТЗ, из-за которой их никто не перебьет. Они тут лидеры", – утверждает Виктор Курсиков. – "Возникает только один вопрос: почему так неграмотно составлены ТЗ? У вас не хватает людей, профессионалов? Но почему от этого должна страдать страна и бюджет?"
Напомним, бюджет Украины выделил на проведение Евровидения 655 млн грн (23,5 млн евро), 200 млн из которых выделил город Киев.
Слова общественного активиста касательно стоимости услуг компании-победителей тендеров в НСТУ фактически подтвердили.
"Система "Прозорро" не позволяет компаниям выставлять цену предложения выше ожидаемой стоимости, которую указывает заказчик (НСТУ). И мы сталкиваемся с тем, что компания подается на указанную стоимость, а в самом тексте предложения указывают стоимость услуги выше. Законом это не запрещено. Просто система это позволяет. И потом мы ведем с компаниями переговоры, пытаемся цену сбить, получить скидку", – рассказал Юрий Билоус. Но сбить цену, признался он, получается не всегда.
Получается, что в итоге государство на тендерах не экономит, а порой даже переплачивает.
К тому же, по словам Виктора Курсикова, большинство компаний, которые становятся победителями в тендерах на Евровидение – европейские. "Все понимают, что деньги должны оставаться в Украине, чтобы украинский бизнес в это тяжелое время мог показать себя. Но заметьте, из проведенных тендеров по Евровидению 80% выиграли европейские команды. И при этом заявленная цена выше той, по которой были подписаны контракты, на 30-40%", – заявил Виктор Курсиков.
Слова общественного активиста частично подтвердили в НСТУ.
"Действительно, есть недостатки в технических заданиях", – признал Юрий Билоус. – Но есть и жесткие требования. Почему украинские компании не подаются на большие тендеры, я на самом деле не понимаю. Если европейская компания смогла поучаствовать в тендере, разобравшись в украинском законодательстве и сделав апостиль своих нотариальных документов – почему не подалась украинская компания?".
Активист Курсиков на это заявил, что так происходит потому, что ТЗ прописывается под европейские компании, и украинский бизнес просто не видят смысла подаваться на тендер, если понимает, что не сможет выполнить это техзадание.
"Вся коррупция и все злоупотребления происходят еще до выставления лотов на систему "Прозорро" – в тендерном комитете, в ТЗ", – заявил представитель другой общественной организации "Всеукраинская люстрация" Александр Куликовский.
Он приводит пример с тендером на установку камер видеонаблюдения. В ТЗ к этому тендеру прописаны такие требования к камерам, под которые подпадает только один производитель – канадская фирма "Avigilon". " Да, названия компании там нет, но из ТЗ четко понятно уже, какая фирма-производитель выиграет конкурс. Этим камерам просто нет аналогов. И тут действительно больше некому конкурировать и подаваться на тендер, кроме двух компаний-дистрибьюторов этих камер в Украину, одна из которых связана с Ириной Луценко, женой генпрокурора. И тут, думаю, уже понятно, кто выиграет тендер", – отметил Александр Куликовский.
Юрий Билоус на это заявил, что после вынесения решения по компании-производителю и дистрибьютору камер видеонаблюдения оно будет доступно общественности на сайте "Прозорро" и что в тендерном комитете выберут наиболее выгодное предложение.
При этом после перепалки с активистами представители НСТУ не смогли ответить на вопросы журналистов относительно количества уже проведенных и оставшихся тендеров и сумм, в которые государственному бюджету обойдутся услуги компаний-победителей конкурсов. А также относительно соотношения европейских и украинских компаний, которые побеждали в конкурсах. При этом в тендерном комитете пообещали, что в следующий раз выйдут к прессе более подготовленными, с цифрами и аналитикой.