О чем говорили на круглом столе по свободе слова, на который не хотели приглашать журналистов

"Страна"

В Киеве состоялся круглый стол при участии представителей десятка ведущих европейских журналистских организаций. Он был посвящен угрозам свободе слова и безопасности журналистов. Организовал мероприятие Проект Совета Европы, а модерировала директор Института массовой информации Оксана Романюк.

Еще до начала вокруг мероприятия разгорелся скандал: СМИ опубликовали список приглашенных. Из него следовало, что говорить об угрозах свободе слова будут с представителями власти: пресс-секретарем президента Святославом Цеголко, министром информационной политики Юрием Стецем, главой парламентского комитета по свободе слова Викторией Сюмар, а также народным депутатом Антоном Геращенко. При этом присутствие журналистов не было предусмотрено. После публикаций в СМИ организаторы приняли решение допустить прессу на круглый стол, посвященный свободе слова. Впрочем, в окончательной программе мероприятия фамилии, вызвавшие возмущение у журналистов, в списке не значились.

Как рассказала "Стране" старший специалист Проекта Совета Европы Галина Смирнова, их отсутствие никак не связано с публикациями в прессе.

"Опубликованная повестка дня была устаревшая, она основывалась на приглашениях, которые мы разослали и которые не были подтверждены. К тому же, она была неполная, без второй страницы (на второй странице были еще две фамилии представителей общественности – Прим.ред.). У нас есть представители от каждой институции: от парламентского комитета свободы слова будет помощница (главы комитета Виктории Сюмар), от Мининформполитики будет госсекретарь Артем Биденко и так далее".

Антон Геращенко на круглом столе. Фото: "Страна"

По её словам, приглашение Геращенко и Стеця было пожеланием гостей круглого стола. Антон Геращенко все же появился под конец мероприятия. Модератор Романюк напомнила о ситуации с сайтом "Миротворец", который опубликовал данные 4 тысяч журналистов, когда-либо аккредитовывавшихся в непризнанных республиках. Журналистов назвали предателями, что привело к угрозам и давлению. Романюк попросила Геращенко рассказать о сайте "Миротворец", в поддержку которого он неоднократно высказывался. Нардеп стал пространно рассуждать о засилье российских СМИ в Украине с 2000 года и о запрете каналов, введенном президентом Петром Порошенко.

На просьбу говорить по сути поставленного вопроса Геращенко ответил угрозой покинуть круглый стол.

"Если вы хотите, чтобы я отвечал так, как вы хотите, то так не будет. Я хочу высказать свою позицию относительно того, почему в Украине журналистам стало жить небезопасно. Я имею право на свою точку зрения как гражданин в первую очередь. Если вам не интересно, я могу подняться и уйти, это же не проблема", – сказал Геращенко, после чего продолжил размышления, так и не ответив на вопрос о "Миротворце".

Представитель Нацполиции Александр Ковтун заверил, что данные журналистов удалены со скандального сайта. Но экс-замминистра информационной политики Татьяна Попова тут же продемонстрировала данную запись (отнюдь не удаленную) на "Миротворце".

Представители европейских журналистских организаций обратили внимание на то, что ни одно убийство журналистов, начиная со смерти Георгия Гонгадзе и заканчивая убийствами Олеся Бузины и Павла Шеремета, до сих пор не раскрыто. Много внимания уделили прекращению вещания в кабельных сетях российского телеканала "Дождь". Руководитель издания "Детектор.Медиа" Наталья Лигачева отметила, что этот случай, по ее мнению, не является примером цензуры.

Наталья Лигачева. Фото: "Страна"

"Я вижу, что реальные проблемы в информационном поле, в том числе и в западном, уходят на второй план, подменяясь теми проблемами, которые не относятся на самом деле к свободе слова. Та же ситуация с "Дождем". Я не вижу той ситуации, чтобы она гремела по всему миру несколько недель. Нельзя говорить, как часто наши коллеги некоторые пытаются, что ситуация со свободой слова хуже, чем была при Януковиче. Вот надо запомнить: она не хуже. Остается ли эта проблема? Да, она остается".

Представитель организации "Индекс цензуры" Ханна Маклин заметила, что "Дождь" не имел возможности говорить о Крыме как о части Украины, иначе у него возникли бы проблемы в России. Генеральный секретарь Европейской федерации журналитов Рикардо Гуттьерес в комментарии "Стране" отметил, что их компетенция – не национальное законодательство, а Европейская конвенция о правах человека.

"Это наша обязанность – придерживаться международных стандартов. И если смотреть с этой точки зрения, это ненормально – запрещать "Дождь" в Украине. Вы спрашиваете, кто прав: все правы. Государственные организации правы, следуя национальному закону, а мы правы, следуя международным стандартам. Это непросто, это не полностью черное или полностью белое, обе стороны правы по разным критериям. Сегодня я все равно думаю, что запрет "Дождя" – это ошибка", – сказал Гуттьерес.

После завершения круглого стола слово взял журналист Руслан Коцаба. История с его осуждением за госизмену также была включена в раздаточных материалах, посвященных нарушению свободы слова, но на круглом столе не поднималась. Коцаба рассказал о том, что правоохранительные органы используются для преследования неугодных журналистов. Кроме того, он подчеркнул двойственность подхода правоохранителей, вызывающих на допросы каждого сотрудника "17 канала" из-за того, что их съемочная группа оказалась первой на месте гибели Павла Шеремета, но проигнорировавших тот факт, что журналисты "5 канала" оказались рядом в момент убийства экс-депутата Госдумы Дениса Вороненкова.

"За меня не заступилась ни одна журналистская организация в Украине – ни Национальный союз журналистов, ли Медиапрофспилка Украины. При этом я единственный человек, за последние пять лет признанный Amnesty International узником совести в Украине", – подытожил Коцаба.

Читайте также
Любое копирование, публикация, перепечатка или воспроизведение информации, содержащей ссылку на «Интерфакс-Украина», запрещается.