Помнится летом прошлого года, министерство финансов радостно сообщило, что к 2022-му году, соотношение долга к ВВП сократится до 43%. Уже тогда, я отметил, что причина наблюдаемого улучшения данного показателя заключается в аномальном укреплении гривны на фоне инфляции и положительного дефлятора ВВП (рост номинального значения валового продукта на 500 млрд. грн. ежегодно): гривневый эквивалент наших валютных долгов вследствие укрепления гривны сокращался (числитель формулы), а знаменатель (рост номинального ВВП), наоборот, увеличивался.
При такой извращенной модели (ревальвация национальной валюты на фоне инфляции цен), можно было вообще ничего не погашать и соотношение долг/ВВП улучшалось бы само собой. Жаль, что такая лафа не может быть долгой. Знаменитый маастрихтский критерий стабильности (не более 60% в соотношении долг/ВВП) рассчитывается очень просто: 3/5, где 3% - дефицит бюджета, а 5% - темпы роста ВВП. То есть для сокращения долга, нужен или динамичный рост в диапазоне 5%+ или низкий бюджетный дефицит, а лучше - профицит (для развивающихся стран последний вариант не подходит).
В июле прошлого года, я обратил внимание, что применяемый в Украине вариант совершенно о другом: "... низкие темпы роста на фоне дефицита бюджета на уровне 2-3%. Это путь постоянного замещения старого долга новым и "перекредитовка". На системном уровне страна при таком раскладе никогда не снимет с шеи долговую удавку".
С тех пор многое поменялось: Маркарова далече, нерезиденты смазывают лыжи, Сологуб в НБУ уже прогнозирует рост соотношения долг/ВВП до 70% и говорит о том, что дефицит в размере 8% - это нормально, хотя год назад говорил диаметрально противоположное. Добавим сюда падение ВВП и получим модель при которой удавка не просто на шее, она уже сжимается. Равно как и продолжается национальный спорт по наступанию на грабли.
Не знаю как в других отечествах, а у нас во власти точно не любят тех, кто говорит правду и продолжают держать "половых" в формате "чего изволите-с".