Что не увидели ревизоры?
Прежде всего, тщательному аудиту необходимо подвергнуть программу наращивания газодобычи 20/20 в части ее инвестиционной составляющей. С 2016 года объем добычи газа вырос с 14,6 млрд куб. м до всего лишь 15,5 млрд куб. м (2018-й). Но это без учета технологических потерь. А если учитывать показатель "с..иженного" газа, то выходит, что в реальности количество энергоресурса, попавшего в трубу для потребителей, практически не изменилось: в 2016 – 14,06 млрд куб. м, а в 2018-м – 14,15 млрд куб м.
Фактически весь задекларированный прирост газодобычи по странному стечению обстоятельств соответствует параметрам так называемых технологических потерь, которые за период 2016-2018 гг. составили 2,64 млрд куб. м, что по цене реализации соответствует денежному эквиваленту в 14,27 млрд грн!!! (и это без НДС в 20%).
Основная часть заявленных технологических потерь пришлась на сжигание ресурса в "факелах", в связи с чем нынешних реформаторов в НАКе можно сравнить с факелоносцами на всемирных олимпиадах: "Нужно сделать все,
чтоб вовек олимпийский огонь не погас…". И он не гаснет на украинских месторождениях. Нужно ли говорить о том, что реальный объем сгоревшего газа не знает никто и его объем рассчитывается, исходя из субъективных нормативов.
В тот период глава дивизиона "ГАЗ" НАК Андрей Фаворов попытался даже объяснить феномен "факельного шествия" в "Нафтогазе": "Буду откровенен. Когда я пришел в должность, это первое (проблемы производственно-технологических потерь, ПТП), на что я обратил внимание и поставил перед собой цель детально с этим разобраться. Мы провели полный аудит, как собственными силами, так и с привлечением аудиторов НАКа, для ответа на вопрос, что же произошло. Скажу так, есть две составляющие. Есть объективные составляющие, которые ведут за собой увеличение технических потерь".
Но описав те самые объективные причины потерь, функционер НАКа где-то в глубине души понял, что его слова не вполне убедительны, и тогда он в стиле "Жоржа Милославского" заявил, что, мол, "были демоны, но они дематериализовались": "Но, были и субъективные факторы. Я не буду отказываться от них. Были пересмотрены нормы, которые повлекли за собой увеличение технологических затрат на бумаге".
В реальности мы так и не увидели реального расследования относительно того, куда же делись более 2 млрд куб. м "с…женного" газа на сумму более 10 млрд грн. Уникальная ситуация, когда технологические потери за три года "реформ" выросли с 0,07 млрд куб. м до 0,58 млрд куб. м, так и осталась без "воздаяния".
Равно как и оценка эффективности инвестиционной программы капиталовложений в рамках стратегии 20/20: за указанные три года НАК потратил 37,31 млрд грн с почти нулевым выхлопом в финале. Если сложить инвестзатраты на бурение/скважины и денежный эквивалент технологических потерь, получим уже более 51 млрд грн, или два ярда долларов. А тем временем в 2020-м наш президент радостно сообщает о получении помощи со стороны Австрии в размере одного (sic!) миллиона евро. Хотя, кажется, между эти цифрами есть внутренняя диалектическая связь.
Но это все из серии деяний без воздаяния. Миллиарды гривен сгорели в факелах, десятки миллиардов были засунуты в скважину. Думается, уже в следующем году для некоторых фигурантов сводный хор НАБУ исполнит в аэропорту Борисполя задушевную песню: "На трибунах становится тише, тает быстрое время чудес, до свиданья, наш ласковый …. (ставим имя по вкусу), возвращайся в свой сказочный лес". И это все, на что пока способны наши борцы с коррупцией. И за это "спасибо".