О комплексах и стереотипах и о том, почему первые зачастую являются следствием вторых.
Наша власть в своих взаимоотношениях с западными партнерами хронически страдает комплексом "второсортного друга". Это когда человек думает, что с ним дружат только потому, что он может быть чем-то полезен.
Именно поэтому, когда украинский президент (при чем, фамилии здесь не важны) встречается с визави из США, то он не обсуждает отмену американских пошлин на наш металл, а всего лишь акцептирует контракты на закупку американского угля и локомотивов.
Точно также и Зеленский, готовясь к встрече с Макроном, планирует подписание "грандиозных" контрактов на закупку французских электровозов (вертолеты из Франции, имея свою Мотор-Сич, мы уже закупали).
Да, нам обещают "локализацию". В виде перекраски корпусов локомотивов под брендовые цвета УЗ. О многолетнем сверхдорогом сервисе при этом, никто не упоминает.
Этот комплекс сформировался на стереотипе о том, что для инвестиций и сотрудничества нужно все время предлагать партнерам халяву и еще доплачивать за нее.
То же самом можно отнести и к нынешним моделям государственно-частного партнерства: налоговые льготы, дотации, опять налоговые льготы....
А самый эффективный инструмент партнерства бизнеса и государства заключен вовсе не в этом. Все, что может дать государство своему бизнесу - это не так льготы, как защита внутреннего рынка и система государственных закупок.
Как это работает, блестяще продемонстрировали поляки.
Местный промышленник Збигнев Якубас в свое время закончил политех и работал обычным преподавателем, отдавая за свою крохотную квартирку весь ежемесячный заработок.
Все это продолжалось, пока родители не дали ему семь тысяч баксов на покупку нового жилья. По пути к невесте он решил зайти в цветочную лавку и в шутку спросил у продавца, что ему сделать с деньгами. Тот посоветовал не покупать квартиру, а вложить в собственный бизнес. Удивительно, но Якубас именно так и поступил.
Через несколько лет он стал владельцем пакета акций предприятия-банкрота, которое производило локомотивы в советской Польше. Сейчас – это процветающая компания Newag, и состояние Збигнева Якубаса оценивается в 350 млн евро.
На данный момент акции Newag хотят купить Alstom, Bombardier, Stadler, Skoda, Siemens. Эта компания только с помощью одного IPO на варшавской бирже привлекает, выпуская свои акции, 100 млн евро за раз, при этом при прогнозе в 20% акции на старте растут на 22%.
В цивилизованном мире данное явление называют эффектом мультипликации, который в свою очередь представляет собой синергию усилий бизнеса и государства: бизнес честно выполняет свои налоговые, инвестиционные и социальные обязательства, а государство обеспечивает качество предпринимательской среды и защиту титулов собственности.
В результате тот бизнес, в который было вложено 10 млн, через несколько лет стоит сотни.
Как показывает феномен Newag, государство может напрямую влиять на капитализацию компаний, например, с помощью размещения государственных заказов среди национальных производителей: после заключения контракта с государственной транспортной компанией Newag успешно провел IPO, и сам факт контракта позволил привлечь миллионы частных инвестиций.
Именно поэтому девиз Збигнева Якубаса: "Заработал, дай заработать другому".
У нас же, это звучало бы иначе: "Заработай, не дав заработать другому".
Казалось бы, верх глупости, имея столь мощную производственную базу и заказчика в лице УЗ, не производить собственную тягу.
Тот же украинский "Электротяжмаш" в рамках долгосрочного контракта изготавливал тяговые электродвигатели ЭД-118АУ1 для завода Newag.
Вот и выходит, что французский Alstom хочет купить акции польского Newag, польский Newag покупает двигатели у украинского Электротяжмаша, который в свою очередь наше правительство хочет приватизировать "в лом", закупая электровозы у Alstom....
С единственной целью - что бы нас "любили" французы. Своей загадочной любовью...